сказочный мир

 

 

Психолог в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто родители настороженно относятся к работе психолога, путая его деятельность с деятельностью психиатра. Психиатр-это врач, специалист по психиатрии, который ставит диагноз, может назначить медикаментозное лечение. Детский психолог – это педагог, который проводит занятия с детьми, не  имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз. Его задача –сделать жизнь ребёнка в детском саду радостной, эмоционально благополучной, создать необходимые условия для развития детей.

 

Наш психолог- прежде всего, любящий и понимающий детей  человек, который может найти подход к любому ребёнку, человек, который всегда готов помочь детям.

 

 Помощь психолога детям в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 

Ребёнок переступает порог детского сада. Очень важно в этот период малышу привыкнуть к условиям детского сада. Маленький ребёнок до детского сада основную часть  времени находился с мамой. У малыша очень сильная эмоциональная связь с ней, сильная привязанность к маме. Поэтому разлука с мамой – стресс для ребёнка. Плюс  страх перед новыми людьми (воспитателями), с которыми придётся остаться, страх, что не заберут родители, неумение взаимодействовать  с другими детьми. У детей иногда возникает напряжение, беспокойство, изменяется эмоциональное состояние. Детям очень важна помощь психолога именно в этот период. На протяжении всего учебного года наш психолог проводит групповые занятия по адаптации.

Цель этих занятий:

- преодоление стрессовых состояний у детей ,

 

-снятие эмоционального и мышечного напряжения,  снижение тревоги, агрессии, излишней двигательной активности,

 

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом,

 

-развитие восприятия, внимания, речи, воображения,

 

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

 

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом, интересны для детей, подобраны в соответствии с возрастом. Дети выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно  преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

 

В ноябре и марте психологом совместно с воспитателями проводится диагностика уровня адаптации. Если у малыша хорошее настроение, он с удовольствием играет с другими детьми, наладился сон, появился хороший аппетит, значит, адаптация к условиям детского сада прошла успешно.

 

Занятия психолога с детьми, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

 

Ребёнок растёт, развивается, проходит определённые возрастные  кризисы. Меняется его поведение,у некоторых детей появляются эмоциональные трудности. Дошкольник  не всегда способен выразить свои переживания или внутренний дискомфорт (тревогу, грусть, злость, беспомощность и др.) Ребёнок сообщает о своей проблеме поведением. Родителям тоже сложно понять является поведение ребёнка следствием кризиса или ребёнку необходима помощь .  Психолог знает возрастные особенности детей ,использует диагностические методы и помогает детям, нуждающимся в помощи.

 

Занятия психолога с детьми, направленные на развитие познавательных процессов.

 

В дошкольном возрасте необходимо создать все условия для успешного интеллектуального развития ребёнка. Чем раньше мы увидим, какие процессы развиты у малыша  в соответствии с возрастом, а какие необходимо развивать, тем быстрее  сможем ему помочь. Занятия на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления проводятся психологом в средней и старшей  группах.

 

 В подготовительной группе проводятся занятия по подготовке детей к обучению в  школе . В нашем детском саду психолог  проводит занятия по подготовке детей к школе грамотно,учитывая индивидуальные особенности развития  каждого ребёнка, привлекая к сотрудничеству родителей, обучает  детей чтению по букварю Н.С.Жуковой. Занятия  проходят увлекательно, с использованием новых методик обучения.

 

Таким образом, основные  виды деятельности психолога в нашем детском саду:

 

- психологическая диагностика с целью оказания помощи детям,

-коррекционно-развивающие занятия,

-консультативная деятельность ( для родителей и сотрудников),     психологическое просвещение и профилактика.

Психологическая готовность к обучению в школе.

 

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка: меняется образ жизни, складывается новая форма деятельности (в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а в школе – учебная деятельность), устанавливается новая система взаимоотношений с людьми. Каксложится жизнь ребёнка в школе  во многом зависит от того, насколько он подготовлен к этому за предшествующий период.

 

Оценка психологической готовности к обучению в школе .

 

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, узнавать новое. Часто школа привлекает детей внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, тетради, учебники).

 

Интеллектуальная готовность. Многие родители ошибочно считают, что это овладение навыками счёта, чтения, письма. Но овладение этими навыками затруднено при низком развитии памяти, внимания и мышления: дети не могут запомнить буквы, решить простейшие задачи, научиться читать. У каждого ребёнка свои особенности развития. У одних детей слабо развито логическое мышление, у других – внимание, у третьих – память. Поэтому психологу необходимо провести  полное обследование развития познавательных процессов каждого ребёнка и строить занятия с каждым ребёнком с учётом его сильных и слабых сторон.

В школе очень важно умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции -  овладение предпосылками учебной деятельности. К моменту поступления в школу ребёнок должен быть готов к общению с учителями и  сверстниками. Дошкольника следует научить контролировать своё поведение, делать то, что необходимо в школе, а не то, что хочет, адекватно реагировать на требования. Следующим важным критерием для определения готовности к школе является развитие зрительно-моторной координации, что является необходимым условием для успешного овладения письмом. Недаром учителя жалуются на плохой почерк учеников. Причиной этого могут быть проблемы тонкой моторики, когда ребёнку не удаётся выполнять мелкие движения пальцами.                                                                                                                                 Таким образом, учитывая все показатели, выводится общий уровень готовности ребёнка к обучению в школе.

 

Наш психолог- проводит  диагностику готовности детей к обучению в школе  и составляет программу, учитывая индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, подбирая специальные игры, задания, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации, направленные на развитие умения работать по инструкции взрослого.Это очень важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в школе уверенно, не разочаровался в процессе обучения, легко мог освоить программу в школе. Уважение грамотного педагога  к каждому ребёнку, вера в его возможности, желание и умение  помочь создают  на занятиях ощущение психологического комфорта, защищённости, уверенности в своих силах и помогает успешно подготовиться к обучению в школе.

 

                           Обучению детей чтению в нашем детском саду.

 

Требования к знаниям и умениям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. Сейчас в школу приходят дети уже овладевшие навыком чтения. Они очень быстро начинают работать с учебниками, в которых есть тексты, которые ребята должны бегло и осмысленно читать. Поэтому в старшей группе мы проводим обучение чтению. Этот  возраст особенно благоприятен для этого. Существует множество методик, помогающих научить ребёнка читать, но не все из них эффективны. Мы выбрали методику обучения чтению Надежды Сергеевны Жуковой,эффективность которой доказана. Занятия по букварю Н. С. Жуковой  строятся по принципу от простого к сложному, задания постепенно усложняются. В системе Жуковой огромное внимание  уделяется соединению  двух букв в слог, что часто вызывает трудности у детей. В букваре Надежды Сергеевны способы слияния двух букв решены с помощью нарисованных дорожек. Многие родители, самостоятельно обучающие детей чтению, допускают  ошибки. Переучивать всегда сложнее, чем учить. Поэтому обучение чтению в нашем саду проводит педагог , владеющий методикой обучения чтению, имеющий большой опыт работы обучения чтению младших школьников   и дошкольников. Обучение чтению дошкольников имеет свои особенности:  использование песен и распевок, стихотворений  для лучшего запоминания букв,   игр  на умение выделять  на слух  первый звук в слове, загадок  и мн. др. занимательных заданий